Секс, наркотики, рок-н-ролл. В жизни Джонни Кэша всего этого было навалом. Хоакин Феникс должен был вернуть Кэша к жизни. Ну что ж, удачи...
"Я ничего не знал ни о Джоне, ни о его жизни. Да и о его музыке я не знал так уж много". Да уж, трудно придумать более подходящее для начала нашего интервью заявление от Хоакина Феникса - человека, который стал Джонни Кэшем в биопике Джеймса Менголда "Пройти по черте". Мы находимся в солнечном Лос Анджелесе, чтобы получить от Феникса и Мэнголда все секретные сведения о фильме, собравшем самые лестные отзывы критиков, номинации на Оскар для Феникса и Уизерспун и сам Оскар для красавицы с юга...
Коммод 64
"Я знал только несколько песен из тех, что у всех на слуху - 'Ring Of Fire', 'Folsom Prison Blues', 'I Walk The Line'...",- продолжает Хоакин. Не то чтобы вам необходимо знать их, когда вы видите Феникса в роли Кэша - он не просто играет его, он проживает его жизнь.
Незадолго до того, как Кэш покинул этот мир, Хоакин встретился с легендарным Человеком В Черном. Вполне объяснимо, что актер, подписав контракт на эту роль, немного волновался перед такой встречей. Однако ему не следовало так беспокоиться. "Он сказал, что смотрел 'Гладиатор' три раза", объяснил Хоакин, "И процитировал несколько моих реплик! Я просто не мог поверить, что Джонни Кэш цитирует мой диалог". Проблема заключалась в том, что необходимо было сыграть не просто реального человека, а настоящую икону Америки. Все это значило, что Феникс должен был подойти к роли, используя различные методы своей обычной подготовки.
"Если твой персонаж выдуманный, то ты должен создать его, создать для него историю", - объясняет Феникс, "В случае с Джоном, нужно было основываться на изучении, так что все было совершенно по-другому. Если персонаж реальный, в каком-то смысле помогает то, что есть много материала, откуда можно что-то почерпнуть. Многое я узнал от самого Кэша, из его личного жизненного опыта, реакции на какие-то события и разговоров о его жизни. Но также создается впечатление, что каждый на съемочной площадке является авторитетом и может тебя учить, правильно ты делаешь или нет. А когда твой персонаж выдуманный, ни у кого нет никаких претензий на этот счет - вот что было трудно в моей роли."
В ранний, скитальческий период своей жизни Джонни Кэш был противоречивой личностью, боровшейся со своим пристрастием к алкоголю и к наркотикам, и Хоакин, начав погружаться в роль, принял проблему алкоголя слишком близко к сердцу. Когда съемки завершились, он посетил несколько встреч Общества Анонимных Алкоголиков, чтобы избавиться от подобного злоупотребления. И хотя в свое время этот факт предали широкой огласке, Хоакин предпочитает об этом не распространяться.
"Я рассматривал зависимость при подготовке к роли Кэша", Феникс печально улыбается, "Он любил выпить, но не думаю, что он осознавал свою зависимость. Он принимал амфетамины и еще барбитураты, но в моем случае, было то же самое, только с алкоголем вместо наркоты". Сейчас вы бы об этом и не догадались, так как Феникс выглядит просто феноменально здоровым в футболке и джинсах. Его единственная зависимость - никотиновая, когда он зажигает очередную сигарету во время нашей беседы.
Balls of Fire
Режиссер/соавтор сценария Джеймс Мэнголд тесно сотрудничал с Джонни и с Джун Картер, поэтому он был хорошо осведомлен об их особенностях. Однако это никак не повлияло на игру Хоакина.
"Джеймс вообще-то никогда так не делал", подтверждает Хоакин. "Важно было то, что я чувствовал себя по-настоящему свободным. Я не мог чувствовать себя как кто-то другой. Я должен был полностью владеть своей ролью. Я должен был чувствовать, что я ЕСТЬ Джон, мне не хотелось бы, чтобы мне говорили делать что-то КАК Джон. Со стороны Джима было просто замечательно, когда он говорил: 'Ты можешь не так напрягать голос' или что-нибудь еще в этом роде. Такое редко встречается у сценаристов-режиссеров, потому что они обычно очень точны со своим материалом и не хотят его менять. Но Джеймс осознал, что он должен дать этому эксперименту течь свободно и дать мне по-настоящему стать Джоном".
"Хоакин - чрезвычайно сосредоточенный человек, он знал, что должен сыграть эту роль, и он сыграл ее. Ради многого из этого я мог только наблюдать взаимодействие между ним и Риз", - объяснил нам позднее Мэнголд, "Съемки проходили на каком-то лихорадочном креативном уровне. Я ощущал и видел, как Хоакин и Риз, да и я тоже, росли каждый день".
До начала работы над фильмом Хоакин и не подозревал, как много Кэш значил для возникновения рок-н-ролла."Чем я был поражен при подготовке к роли, так это тем, насколько точен сценарий", комментирует Хоакин, "Потому что когда я читал его, я думал, что это отличная история, но в то же время я думал: 'Да ладно, все это выдумки - их роман не мог длиться так долго, он не гастролировал вместе с Элвисом, Карлом Перкинсом и Джерри Ли Льюисом'. А потом - 'Черт возьми, он же действительно гастролировал с ними!' Он оказал очень сильное влияние на музыку".
Тренировочный лагерь
В рамках подготовки к роли Феникс и Уизерспун были отправлены в, как выразился Хоакин, "рок-н-ролльную учебку". Пара провела там шесть месяцев, осваивая гитару (или, в случае Уизерспун, электроарфу) и вырабатывая самоуверенность, достаточную для того, чтобы стоять на сцене и петь. "Это все было очень странно, и когда Джим сказал: 'Я хочу, чтобы ты попробовал петь', я не мог ему ответить 'Да, думаю, у меня получится', потому что я не знал. У меня и своего голоса-то не было, тем более голоса Джона, что в конечном счете было даже хорошо. Я начал все осваивать с самого начала".
Фильм начинается выступлением Джона в Фолсомской тюрьме, и отснятый концертный материал, а также другие моменты с выступлениями, привносит элемент реальности в фильм. Когда Феникс выходит широкими шагами на сцену и объявляет "Я Джонни Кэш", вы верите ему. Подобная достоверность большей частью основывается на полном отсутствии "фанеры" в процессе съемок. Несомненно, это очень необычный подход, особенно если учесть тот успех, что имел Джэми Фокс, открывая рот под песни Рэя Чарльза в фильме "Рэй". Почему же Мэнголд не стал использовать оригинальные записи Кэша?
"Потому что я считаю, что поступать иначе было бы бессмысленно", говорит Мэнголд, "Прежде всего, я думаю, самым великим музыкальным фильмом за всю историю человечества была "Дочь Шахтера" (биопик Лоретты Линн 1980 года с Сисси Спейсек в главной роли), в нем все пели сами. Во-вторых, как я снял бы сцену прослушивания в офисе Sun Records? У меня нет записи Джона с этого прослушивания. Каким образом я бы снял сцену, когда Джон предлагает Джун выйти за него замуж, прервав песню на середине? Это было бы невозможно".
"Я не знал, умеют ли они песть, когда отбирал их, но я был уверен, что им придется это сделать". - продолжает Мэнголд, "Я знал, что у Хоакина низкий голос, и у меня было чувство, что в Риз есть что-то от музыкального комедианта. Я все время раздумывал, как мы все это организуем, но я и не догадывался, насколько хорошо у них все получится".
Джонни любит Джун
"С самого начала Джим мечтал о том, чтобы мы сделали это", говорит Феникс - но актер филосовски заметил - по силам ли ему такое задание. Если и есть какая-то главная отличительная черта возраста в 31 год, так это серьезное отношение к своему мастерству. "Для меня вопрос заключался в том, что будет лучше для фильма, смогу ли я это сделать и не будет ли это слишком всех раздражать. Но если бы все это затевалось только ради того, чтобы сказать 'Эй, Хоакин и Риз поют песни', то я не хотел бы делать этого. Если же это пойдет на пользу фильму, если мы сможем таким образом передать сущность Джона и Джун, тогда я согласен. Это был тот случай, когда каждый хочет все сделать как следует, сделать все, что наилучшим образом повлияет на фильм."
"Химия" на экране между Уизерспун и Фениксом просто поразительна, в значительной степени благодаря тому времени, что эти двое провели вместе. "На нас положительно повлияло то, что мы прошли через подготовительный период вместе, вместе пели, вместе учились играть на инструментах, я думаю, это помогло нам", - говорит Феникс, "Я совершенно уверен, что не смог бы найти Джона без Джун - Риз Уизерспун"
Несмотря на то, что "Пройти по черте" встречали как "биопик Джонни Кэша", по своей сути это прекрасная история любви, простой и чистой. "Я очень сопротивляюсь определению 'биопик'," вздыхаеи Мэнголд, "Наша история - это история любви. 'Пройти по черте' - это история любви, основанная на реальных событиях"
И как прекрасна эта история...